?

Log in

No account? Create an account

olik_gp


olik_gp

Аллергия на глупость


olik_gp olik_gp
Previous Entry Share Next Entry
ABA-терапия: новое - хорошо забытое старое
Вступление для тех, кто не в теме.
Applied behavior analysis (прикладной анализ поведения, ABA-терапия) - это метод "вытягивания" детей, имеющих некоторые сложности с обучением, а также приобретением бытовых и социальных навыков в раннем детстве. Метод пришел из Соединенных Штатов и считается очень эффективным.
Подробнее здесь:
http://ru-happychild.livejournal.com/?skip=30&tag=aba.
Когда я ознакомилась с основами ABA, у меня лично возникло чувство дежавю. То есть - где-то мы это уже видели ;) А теперь я попытаюсь обосновать свое ощущение.

Разберем по пунктам, заглядывая попутно также в литературу по педагогике.

Итак, об ABA: "...любое поведение влечет за собой некоторые последствия, и если ребенку последствия нравятся, он будет это поведение повторять, а если не нравятся, то не будет"
Мотивация методом кнута и пряника (http://ru.wiktionary.org/wiki/%D0%BA%D0%BD%D1%83%D1%82_%D0%B8_%D0%BF%D1%80%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D0%BA). Используется испокон веков, но чаще - с сильным перекосом в сторону кнута. В гуманистическом же обществе полагается давать большой и вкусный пряник, а кнут использовать только строго по необходимости. Охота, как гласит пословица, пуще неволи (http://www.rusaying.ru/russkie-posloviczy-i-pogovorki-na-o/163-oxota-pushhe-nevoli.html).

"все сложные навыки, включая речь, творческую игру, умение смотреть в глаза, и др., разбиваются на мелкие блоки – действия (behaviors). Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие."
А теперь заглянем в первый попавшийся справочник по педагогике, например: http://www.e-reading.org.ua/bookreader.php/103787/Pisareva_-_Obshchie_osnovy_pedagogiki__konspekt_lekciii.html.
"Составные части содержания образования:
1) знания – являются сохраненной в памяти информацией, которая сопровождается умением воспроизводить эту информацию, а также, что очень важно, умением применять и обобщать теоретические знания и основные факты науки;
2) умения – это возможность применения знаний, которые приобретаются в результате обучения на практике. Знания и навыки являются составной частью умения;
3) навыки – это набор элементарных приемов практической деятельности, приемов контроля и регулирования этой деятельности."
Или же подглянем в шпаргалку: http://lib100.com/book/common_psychology/shora_po_psih_i_pedagogike/%d8%ef%e0%f0%e3%e0%eb%ea%e0%20%ef%ee%20%ef%f1%e8%f5%ee%eb%ee%e3%e8%e8%20%e8%20%ef%e5%e4%e0%e3%ee%e3%e8%ea%e5.pdf.
Читаем:
"Умения - это элементы деятельности, позволяющие что-либо делать с высоким качеством, например точно и правильно выполнять какое-либо действие, операцию, серию действий или операций.
Навыки - это полностью автоматизированные, инстинктоподобные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля. Если под действием понимать часть деятельности, имеющую четко поставленную сознательную цель, то навыком также можно назвать автоматизированный компонент действия."
То есть "кусочки" деятельности, "behaviors" из ABA у нас называются словом "навыки".

Далее. Действие на компоненты разбили, теперь нужно их все отработать: "При разучивании действий ребенку дают задание, если он не может справиться один, дают подсказку, а затем вознаграждают правильные ответы и игнорируют неправильные" (это в ABA).
В педагогике: "При автоматизации действий и операций, их превращении в навыки в структуре деятельности происходит ряд преобразований. Во-первых, автоматизированные действия и операции сливаются в единый, целостно протекающий акт, именуемый умением (например, сложная система движений человека, пишущего текст, выполняющего спортивное упражнение, проводящего хирургическую операцию, изготавливающего тонкую деталь предмета, читающего лекцию и т. д.). При этом лишние, ненужные движения исчезают, а количество ошибочных резко уменьшается. Во-вторых, контроль за действием или операцией при их автоматизации смещается с процесса на конечный результат, а внешний, сенсорный контроль замещается внутренним, проприоцептивным. Скорость выполнения действия и операции резко возрастает, достигая некоторого оптимума или максимума. Все это обычно происходит в результате упражнений и тренировки."

ABA: "После несколько попыток (задание – подсказка – вознаграждение) делается попытка без подсказки: терапист дает задание: “Подними руку”, и ждёт, даст ли ребенок правильный ответ. Если ребенок отвечает правильно без подсказки, он получает вознаграждение (его хвалят, дают что-нибудь вкусное, отпускают играть)."
Стандартная схема (см. все ту же "Шпору" по педагогике): "Традиционное обучение. Этот вид обучения является самым (на сегодняшний день) распространенным (особенно в средней школе) и представляет собой обучение знаниям, умениям и навыкам по схеме: изучение нового - закрепление - контроль - оценка". А повторение - мать учения. Узнали?

ABA: "В какой-то момент ребенок не только осваивает те стимулы, которые с ним отрабатывали, но и начинает сам понимать новые задания без дополнительной отработки (например, “закрой дверь” ему показывают один-два раза, и этого оказывается достаточно). В таком случае программа считается освоенной – ребенок дальше может осваивать информацию из окружающей среды, как это делают типично развивающиеся дети."
О переносе навыков: http://psyera.ru/strukturnye-elementy-processov-osvoeniya-deyatelnosti-1146.htm. Если человек получает хорошую базу, то рано или поздно наступает момент, когда он становится способным к эффективному самообучению, то есть научился учиться. А это уже универсальный инструмент, который будет выручать его всю последующую жизнь.

"Эта методика чрезвычайно действенна. По результатам Ивара Ловааса, основателя этой методики, примерно половина детей, получавших АВА, после окончания АВА может заниматься в обычной школе. Из общего числа детей, получавших АВА, до 90% улучшают свое состояние."
Еще бы! Ничего удивительного, так оно и должно быть, если нормально заниматься. Давно не секрет, что хороший учитель может вытянуть на приличный уровень даже ученика с очень посредственными природными задатками. А что касается "особых" детей - то у них, увы, бывают и серьезные проблемы со здоровьем, и только их или же какие-то совершенно вопиющие социальные или психологические причины можно считать реальным препятствием для обучения (да и то не всегда).

Итого, как видим, на поверку ABA - это самая что ни на есть традиционная педагогическая схема пошаговой отработки навыков, только в импортной упаковке. Я не стану разбираться, кто у кого слизал методику :) и почему обучение называют терапией, главное - что она есть и работает. Возможно, у авторов ABA были причины шифроваться: коммерческий интерес ли политика ли (ну не могли же они во времена "холодной войны" заявить, что такая методика широко используется в советской школе), или же попросту педагогические принципы были разработаны исследователями параллельно. В общем, неважно. Важно то, что традиционная схема, как видим, вполне подходит и "особым", и "обычным" детям. Что особенно нужно сегодня, когда методику в школе методично разрушают (сразу дают сложные задания, а базу вы, родители, как хотите, так и нарабатывайте), а близким ребенка рассказывают, что он отстает в развитии. Программа уплотняется, а раннее развитие, изначально основывающееся на энтузиазме и жажде знаний, частенько превращается в стахановщину; обучение вытесняется в частный сектор. Ну мы-то ладно, с высшим образованием можем и сами знания дать; а вот как быть тем детям, родители которых не могут или не хотят заниматься их развитием? Остается только надеяться, что им вовремя попадутся хорошие учителя...